Паттерн Команда инкапсулирует запрос в виде объекта, делая возможной параметризацию клиентских объектов с другими запросами, организацию очереди или регистрацию запросов, а также поддержку отмены операций.
Паттерн Команда отделяет объект, выдающий запросы, от объекта, который умеет эти запросы выполнять. Объект команды инкапсулирует получателя с операцией или набором операций.
Инициатор вызываем метод Execute() объекта команды что приводит к выполнению соответствующих операций с получателем. Паттерн команды могут поддерживать механизмы отмены, восстанавливающий объект в состоянии до последнего вызова метода Execute();
Макрокоманды— простое расширение паттерна Команда, позволяющее выполнять цепочки из нескольких команд, в них так же легко реализуется механизм отмены.
Команды также могут использоваться для реализации система регистрации команд и поддержки транзакций.
В данном примере рассмотрим две вариации паттерна, первый пример будет без возможности механизма отмены, другой с отменой, сделал так специально что бы было проще разобраться в паттерне.
Пример 1 представим мы разрабатываем систему умный дом, у нас есть ТЗ которая подразумевает управление освещением в доме. Я не стал усложнять пример, отдельно взятой комнате, будем включать и выключать освещение во всем доме)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 |
using System; namespace Паттерн_Команда { /// <summary> /// Единственный интерфейс с 2 методами /// </summary> public interface Command { void Execute(); void Undo(); } public class LightCommand : Command { Light light; public LightCommand(Light light) => this.light = light; public void Execute() => light.On(); public void Undo() => light.Off(); } /// <summary> /// Класс управляет набором объектов команд, при нажамии одной из кнопок активизируем методы Execute Undo /// Сам класс ничего не знает о тех классах, к которым он обращается, так как он отделен от них объектом команды /// </summary> public class SimpleRemoteControl { Command slot; public SimpleRemoteControl() { } public void SetCommand(Command command) => slot = command; public void ButtonOn() => slot.Execute(); public void ButtonOff() => slot.Undo(); } public class Light { public Light(){} public void Off() => Console.WriteLine("Выключили свет"); public void On() => Console.WriteLine("Включили свет"); } class Program { static void Main(string[] args) { SimpleRemoteControl remote = new SimpleRemoteControl(); LightCommand lightCommand = new LightCommand(new Light()); remote.SetCommand(lightCommand); remote.ButtonOn(); remote.ButtonOff(); Console.ReadKey(); } } } |
Пример 2 основан на механизме отмены, будем так же оборудовать наш умный дом новой функцией управления вентилятором. У нас будет несколько режимов, а так же возможность возврата предыдущего режима.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 |
using System; using System.Collections.Generic; namespace Паттерн_Команда { ///// <summary> ///// Единственный интерфейс с 2 методами ///// </summary> public interface Command { void Execute(); void Undo(); } public enum Mode { High = 3, Medium = 2, Low = 1, Off = 0, } public class CeilingFan { Mode speed; string location; public CeilingFan(string location) { this.location = location; speed = Mode.Off; } public void High() { speed = Mode.High; } public void Medium() { speed = Mode.Medium; } public void Low() { speed = Mode.Low; } public void Off() { speed = Mode.Off; } public Mode GetSpeed() { return speed; } } internal class CeilingFanOffCommand : Command { private CeilingFan ceilingFan; Mode prevSpeed; public CeilingFanOffCommand(CeilingFan ceilingFan) { this.ceilingFan = ceilingFan; } public void Execute() { prevSpeed = ceilingFan.GetSpeed(); ceilingFan.Off(); Console.WriteLine("Режим выключения"); } public void Undo() { switch (prevSpeed) { case Mode.High: ceilingFan.High(); break; case Mode.Medium: ceilingFan.Medium(); break; case Mode.Low: ceilingFan.Low(); break; case Mode.Off: ceilingFan.Off(); break; } Console.WriteLine("Возобновили режим выключения"); } } internal class CeilingFanMediumCommand : Command { private CeilingFan ceilingFan; Mode prevSpeed; public CeilingFanMediumCommand(CeilingFan ceilingFan) { this.ceilingFan = ceilingFan; } public void Execute() { prevSpeed = ceilingFan.GetSpeed(); ceilingFan.Medium(); Console.WriteLine("Режим средней мощности"); } public void Undo() { switch (prevSpeed) { case Mode.High: ceilingFan.High(); break; case Mode.Medium: ceilingFan.Medium(); break; case Mode.Low: ceilingFan.Low(); break; case Mode.Off: ceilingFan.Off(); break; } Console.WriteLine("Возобновили режим средней мощности"); } } public class CeilingFanHighCommand : Command { CeilingFan ceilingFan; Mode prevSpeed; public CeilingFanHighCommand(CeilingFan ceilingFan) { this.ceilingFan = ceilingFan; } public void Execute() { prevSpeed = ceilingFan.GetSpeed(); ceilingFan.High(); } public void Undo() { switch (prevSpeed) { case Mode.High: ceilingFan.High(); break; case Mode.Medium: ceilingFan.Medium(); break; case Mode.Low: ceilingFan.Low(); break; case Mode.Off: ceilingFan.Off(); break; } Console.WriteLine("Режим максимальной мощности"); } } ///// <summary> ///// Класс управляет набором объектов команд, при нажамии одной из кнопок активизируем методы Execute UnExecute ///// Сам класс ничего не знает о тех классах, к которым он обращается, так как он отделен от них объектом команды ///// </summary> public class SimpleRemoteControl { List<Command> onCommands; List<Command> offCommands; Command undoCommand; public SimpleRemoteControl() { onCommands = new List<Command>{null,null,null,null,null,null}; offCommands = new List<Command> { null, null, null, null, null, null }; } public void SetCommand(int slot, Command command, Command offComand) { onCommands[slot] = command; offCommands[slot] = offComand; } public void ButtonOn(int slot) { onCommands[slot].Execute(); undoCommand = onCommands[slot]; Console.WriteLine("Включили вентелятор"); } public void ButtonOff(int slot) { offCommands[slot].Execute(); undoCommand = offCommands[slot]; Console.WriteLine("Выключили вентелятор"); } internal void ButtonUndo() { undoCommand.Undo(); Console.WriteLine("Возврат предыдущего режима"); } } class Program { static void Main(string[] args) { SimpleRemoteControl remoteControl = new SimpleRemoteControl(); CeilingFan ceilingFan = new CeilingFan("Спальня"); CeilingFanMediumCommand ceilingFanMedium = new CeilingFanMediumCommand(ceilingFan); CeilingFanHighCommand ceilingFanHigh = new CeilingFanHighCommand(ceilingFan); //создаем экземпляры 3 команды высокой, средней и для выключения CeilingFanOffCommand ceilingFanOff = new CeilingFanOffCommand(ceilingFan); remoteControl.SetCommand(0, ceilingFanMedium, ceilingFanOff); remoteControl.SetCommand(1, ceilingFanHigh, ceilingFanOff); remoteControl.ButtonOn(0); remoteControl.ButtonOff(0); remoteControl.ButtonUndo(); remoteControl.ButtonOn(1); remoteControl.ButtonUndo(); Console.ReadKey(); } } } |